Обработка сознания

Автор: Zasurskii. Опубликовано в Расы и нации

w-019Обработка сознания читателей велась и в другом направлении, а именно: «Негр был и остается доволен своим местом».

Замалчивалось боевое прошлое черного народа США, а ведь «вся история рабства негров, указывает американский историк-марксист Г. Аптекер, отмечена их непрекращающейся борьбой за свободу»; замалчивалось боевое «настоящее» - ежедневная упорная борьба черных за свои права.

Читатель американских газет, доверяющий стандарту «Nigrow News», должен был в результате такой фальсификации фактов считать черного существом покорным, пассивным, любящим свои цепи и во времена рабства, и во времена законов Jim Crow. Эти идеи преподносились читателям и в уже сформулированном виде.

Многие из расистских измышлений заимствовались из трудов У.Б. Филлипса «Рабство негров в Америке» и «Жизнь и труд на старом Юге», ставших настольными книгами не только белого расиста, но и официальной пропаганды. «Все американцы, - указывает Г. Аптекер,- учившиеся в школах приблизительно с 1930 до 1940 года, получали представление о рабах главным образом в результате знакомства с сочинениями Филлипса».

В них автор нарисовал картины счастливого рабства, довольных и не помышляющих о свободе рабов, гуманных и снисходительных белых хозяев.  Американская буржуазная печать средствами журнальной и газетной журналистики создавала образ негра, образ неверный, лишающий его человеческого лица, крайне непривлекательный в конечном итоге.

Этот образ, или пропагандистский стереотип, независимо от того, какие черты предпочитал приписывать черному тот или иной печатный орган - негативные (негр - «врожденный преступник») или так называемые позитивные (негр - «раб по своей природе»), был рассчитан на пробуждение у читателя негативных чувств к черному, на формирование негативной установки сознания белых (враждебности, предубеждения).

Стереотипизация, т.е. культивирование на страницах буржуазной печати подобных пропагандистских стереотипов негра, приводила к тому, что у читателя возникали и закреплялись стереотипные, шаблонные представления о черных, которые внедрялись в его сознание не только прессой, но и всеми другими средствами идеологического воздействия - церковью, системой образования, правовыми институтами, средствами художественно-эстетического воспитания, усваивались в результате следования морально-этическим нормам и стандартам поведения, сложившимся в семье и обществе в целом.

Так возник социально-психологический феномен общественного сознания белой Америки - расистские «негритянские» стереотипы, элемент сознания почти каждого белого американца, источник расовых предрассудков и предубеждений. Расистская пропаганда, даже самая грубая, в рассматриваемый период еще не встречала в Америке достаточно мощного противодействия со стороны общественного мнения; не существовало и многих других факторов, которые определяют способы ведения пропаганды.

Поэтому буржуазная печать США использовала пропагандистский стереотип негра, если рассматривать его в плане способов ведения пропаганды, как средство открытой расистской пропаганды - главным образом характеристика черному давалась либо одним словом (чаще всего оскорбительным), либо высказыванием в декларативной форме, явно расистским по содержанию. 

Освоенными приемами скрытой расистской пропаганды были: обязательная ссылка на расовую принадлежность в материалах об уголовных преступлениях и (до 30-х годов XX века) написание слова «негр» не с заглавной, как это принято в английском языке для слов, указывающих на национальную принадлежность, а со строчной буквы.