Идеология и национальный вопрос

Автор: Zasurskii. Опубликовано в Расы и нации

w-072После разгрома фашизма международная реакция не отказалась от расизма как своего идеологического оружия.

Южноафриканские расисты почти полностью переняли фашистский опыт, придали ему статус государственной политики, идеологии и пропаганды и уже в 1948 году приступили к возведению современной системы апартеида, законы которого не случайно получили название «нюрнбергских».

США и другие капиталистические страны с высоким процентом «цветного» населения учли, что преступления фашизма, его лагеря смерти морально скомпрометировали расистскую доктрину, и официально отмежевались от нее.

В действительности же они только отказались от дискредитированных фашизмом лозунгов и фашистских неприкрыто-циничных методов насаждения расистской идеологии.

Приходилось считаться и с тем, что набирало силу национально-освободительное движение угнетенных народов Азии, Африки и Латинской Америки, что, вдохновляемое их победами, ширилось и получало все большую поддержку движение национальных меньшинств за свои права в странах капитала.

Все большее влияние в мире приобретал опыт решения национального вопроса в странах социализма, в первую очередь в СССР, где дружественные нации добивались небывалых успехов в области хозяйственного и культурного строительства и тем самым доказывали всю лживость расистских утверждений о природной, исторически предопределенной судьбе рас и народов. Наука также несла все новые свидетельства беспочвенности утверждений «биологических» расистских теорий.

Под влиянием всех этих факторов во второй половине XX века начинается перестройка расистской пропаганды - одна из самых существенных за всю ее историю. Эта перестройка заключалась в следующем:

- открытая расистская пропаганда в ее традиционном виде теряет свой официальный статус (сохраняется в ЮАР и Южной Родезии), но остается на вооружении крайне правых сил в буржуазных странах - разного рода полулегальных неофашистских и расистских организаций;

- расистская пропаганда стала опираться на новую псевдонаучную базу. Концепция о врожденной биологической неполноценности «цветных» народов была заменена на концепцию о приобретении ими этой неполноценности в результате условий жизни в прошлом. Другими словами, на смену мифам о проклятии богом и природой пришел миф о проклятии средой;

- расистская пропаганда в ее новом обличье отказалась от явно выраженного враждебного или пренебрежительного отношения к национальным и расовым меньшинствам, народам других стран и «надела» маску правдоподобия, объективности, сочувствия, доброжелательности.

Воспользовавшись достижениями психологии и коммерческой рекламы в деле психологического давления на сознание и подсознание людей для побуждения их к тем или иным действиям, расистская пропаганда перешла к методам скрытой обработки общественного сознания в расистском духе, методам внушения.

Газетные информационные материалы при всей их внешней беспристрастности несут скрытые негативные характеристики национальных и расовых меньшинств; в журнальных публикациях за демагогией псевдоаналитического рассмотрения расовой проблемы обнаруживаются изыскания современных теоретиков расизма.

«Качественная» печать пытается выстроить систему логически и фактически обоснованных доводов в пользу неорасистского тезиса о приобретенной неполноценности «цветных»; «массовая» делает упор на «эмоциональные» свидетельства, предлагает своему читателю интеллектуально облегченные клишированные формулы, рассчитанные на эмоциональный эффект, псевдоавторитетные мнения и фальсифицированные данные, призванные исказить реальный облик расовых и национальных меньшинств в капиталистических странах и закрепить у белого населения расовые предрассудки и предубеждения.