Лингвистическая механика и формирование взглядов

Автор: Zasurskii. Опубликовано в Расы и нации

bj-28Французская исследовательница Гийомен провела исследование четырех ведущих массовых газет Франции, проанализировала новости, которые были опубликованы этими газетами в один и тот же день 31.05.1966 года, и сделала вывод: «Используемая лингвистическая механика обнаруживает вездесущность расистского мышления».

Лживые шаблонные образы национальных меньшинств и небелых народов, создаваемые буржуазной печатью, находят свое зримое воплощение на страницах комиксов и телеэкранах. Во Франции ежегодный тираж комиксов, представляющих собой главным образом еженедельные издания, составляет 10 млн. Большинство из них американского производства. Долгое время в этих комиксах велась пропаганда колониализма.

Увековечивая в повествовательных историях и во внешности врагов все обычные стереотипы, комиксы способствовали усилению чувства национального превосходства, а еще чаще - превосходства «белой цивилизации» над индусами-садистами, кровожадными неграми, кипящими массами коварных жителей Востока и фанатичными лживыми арабами». 

В последние годы в комиксах и журналах фотороманов расистские мифы о превосходстве белых и неполноценности «цветные» подаются в новой упаковке, чаще всего сексуального характера. Вот что пишет исследователь романтических расистских фотоисторий Е. Суллерот: «Во-первых, только цветные женщины преуспевают в любви. Они выходят замуж за белых христиан.

Противоположное никогда не происходит: ни один цветной мужчина не дотрагивается до белой женщины безнаказанно, Более того, он делает это «омерзительным» способом. Сквозь этот шаблон просматривается скрытая идея о доминирующей, мужской (белой) расе и подчиненных, женских расах (желтая и черная) только те «цветные», которые знают о своей неполноценности и пытаются заслужить прощение за принадлежность к этой этнической группе, находят счастливую судьбу».

И еще один штрих, на который указывает автор: «Почему все цветные героини в ходе истории вдруг обнаруживают, что в них есть одна капля («основательная» капля) белой крови?». Одним из самых «массовых» по охвату аудитории и опасных благодаря повышенному эмоциональному воздействию орудий насаждения расистских стереотипов является в буржуазных странах телевидение. Расистским мифотворчеством отмечена вся телепродукция: информационные программы, кинофильмы, драматические и развлекательные передачи.

Информационные программы. Стандарт «расовых новостей» и характер их интерпретации в телевизионных передачах мало чем отличаются от принятых в буржуазной печати. В «дневные новости», как правило, не попадают факты дискриминации и сегрегации национальных меньшинств, не освещаются условия жизни в гетто.

Черные и другие меньшинства попадают на телеэкраны только тогда, когда они становятся «угрозой», т.е. устраивают марши протеста, бунтуют, дают отпор полицейскому произволу и т.д., или когда их можно преподнести как «проблему» - виновника роста преступлений, заболеваний, наркомании, проституции. Анализ и комментирование событий из жизни «цветных», движения за равноправие, политических программ их партий, действий и целей участников борьбы подчинены одной цели - исказить реальную картину, подменить ее шаблонными образами и стереотипами.