Кино, как средство воздействия

Автор: Zasurskii. Опубликовано в Расы и нации

w-045В «северных» американских лентах черным был весь обслуживающий персонал официанты, проводники в вагонах, чистильщики обуви (бои).

Американское кино в основном культивировало инфантилизирующие черного образы: домашний негр, преданный белому «массе», способный «спрятать фамильное серебро и спасти его от янки»; беспечное дитя природы, счастливое и довольное, играющее на банджо; добродушный, с хорошо развитым чувством юмора негр, но смешной и уродливый в своих попытках подражать белому человеку в одежде и манере поведения, а также образ тупого, забитого, суеверного «полевого негра».

Первый образ, это стереотип негра «самбо», последний тяготеет к стереотипу негра «животное, зверь». Однако в целом преобладал первый. «Не желая поощрять черное насилие и возмездие, белое общество обычно подчеркивало другую сторону стереотипа. 

Делая упор на образ «самбо», белая Америка надеялась минимизировать враждебность черных и создавала характер, объясняющий институт рабства, а после эмансипации - их гражданскую второстепенность».

Один из образов «самбо», танцующий, поющий, счастливый и бездумный негр - расцвел особенно пышным цветом в годы так называемого «негритянского ренессанса» (20-е годы). Эта «ренессансная» традиция отчетливо проявилась в музыкальной американской комедии.

В британских кинофильмах, действие которых происходило в Африке, черный был либо верным «боем» своего белого «бваны», либо носильщиком грузов белых путешественников и покорителей Африки, который сбегал всякий раз, когда ему приходилось переступать свое «табу».

Когда события разворачивались в Индии, главным действующим лицом по-прежнему был белый человек. Индусы выводились торговцами, а чаще всего солдатами - верными «сипаями». И ни в одном из этих фильмов даже намека не было на то, что Великобритания выступала в этих странах в качестве агрессора и колониального захватчика.

Эти кинофильмы и сегодня занимают значительный удельный вес в «художественных» программах телевидения в буржуазных странах и являются мощным каналом расистской пропаганды, насаждения избитых расистских мифов. Не меньшую опасность представляет и современная художественная телепродукция.

Телевизионная драма. В 1970 году Дж. Доминик и Б. Гринберг, проведшие исследование драматических передач (детективы, вестерны, приключения, комедии положений) американского телевидения, писали: «До самых недавних телевизионных сезонов черный американец был «человеком-невидимкой» для телевидения США.

Хотя в стране насчитывается более 20 млн. негров, телепромышленности удалось почти полностью проглядеть их. Фактически черные появились на телеэкранах год или два назад, но и эти примеры по существу могут быть названы редкими явлениями».

Отмечают американские исследователи еще одну характерную деталь. Черные актеры играли по сути белых героев: об этом говорили их язык, одежда, стиль жизни и те ценности, которые они пропагандировали. Возможность говорить от лица черной Америки телевидение им не предоставляло. Например, в телефильме «Джулия» главная героиня - черная, занятая сразу в двух ролях - няни и матери, изображала тяготы жизни не черной женщины, а белой представительницы среднего класса.