Общественное мнение и сериалы

Автор: Zasurskii. Опубликовано в Расы и нации

w-032В многосерийном детективе «Ironside», который затем прошел на телеэкранах Великобритании, черный студент юрист, помогая полицейскому Айронсайду, борется с преступностью, преодолевает собственную склонность к правонарушениям и в конечном итоге признает справедливость, как своего наставника, так и всей системы американского правосудия.

Проведенный в 1972 году анализ драматических передач английского телевидения по всем трем каналам за одну неделю показал, что небелые герои встречались только в 8 передачах при их общем числе 34 и только трое из них были главными действующими лицами, все остальные роли были второстепенными.

Сравнение драматических, музыкальных программ и программ варьете показало, что черные чаще всего появляются на телеэкранах в качестве музыкантов и певцов, но из 16 варьете-шоу, показанных ВВС за одну неделю в апреле 1971 года, только в четырех приняли участие черные.

На первый взгляд роли черных в программах английского телевидения отражают то положение, которое они занимают в жизни. Однако пропагандистские стереотипы «цветных» в художественных телепрограммах не ставят своей целью копирование социальной действительности, их направленность иная.

Белый обыватель уверен в неполноценности расовых меньшинств и считает подтверждением этому «низкий статус» их обычного рода занятий. Эти ассоциации телевидение закрепляет, а предрассудки, в конечном счете, «помогают утверждать систему дискриминации, которая препятствует их продвижению к иной деятельности».

Драматургической основой передач английского телевидения являются не только избитые стереотипы и предрассудки, свойственные сознанию белых обывателей, но и те измышления о «цветных», которые насаждаются английской прессой. Последняя, как уже говорилось, пытается представить «цветных» иммигрантов угрозой белому населению. Эта же тенденция характерна и для английского телевидения 70-х годов.

Так, в одном из фильмов обыгрывался случай вспышки оспенного заболевания и его причиной объявлялись «цветные», пробравшиеся в страну незаконным образом. В серии под названием «Z-автомобили» показывалось, как индийская женщина-врач едва не погубила одного из своих пациентов-англичан, назначив ему неправильное лечение. Защищая ее, врач-консультант в фильме заявил, что она не виновата, так как получала образование в Индии, где подготовка медицинских кадров значительно ниже, чем в Англии.

Этот фильм не только льстил чувству национального превосходства англичан, но и пробуждал в них враждебность и недоверие к «цветным» врачам, именно поэтому он был показан «в стране, где пациенты уже отказываются лечиться у черных врачей по одним только расистским соображениям и где обычным оправданием является их предполагаемая некомпетентность.

Все эти и многие другие примеры говорят об одном: мир образов, идей и представлений, который создают средства массовой информации в буржуазных странах, отмечен сильным влиянием расистской идеологии.

В 1967 году в Париже UNESCO приняла Заявление по вопросу о расах и расовом предубеждении, в одном из параграфов которого говорилось: «Поскольку средства массовой информации охватывают огромное число людей, находящихся на самых различных образовательных и социальных уровнях, их роль может иметь решающее значение в поддерживании и искоренении расового предубеждения.

Те, кто работает в этих средствах информации, должны проводить позитивную политику содействия взаимопониманию между группами и народами.