Следует избегать в новостях

Автор: Zasurskii. Опубликовано в Расы и нации

bj-38Следует избегать стереотипного изображения людей и выставления их на осмеяние.

Также следует избегать в новостях указания на расовую принадлежность, когда для этого нет достаточных оснований». Данные рекомендации UNESCO являются своего рода призывом к буржуазным журналистам быть более ответственными при освещении жизни, проблем расовых и национальных меньшинств.

Аналогичный характер носят и многочисленные предложения, поступающие со стороны зарубежных исследователей средств массовой информации.

В последние годы часто высказывается мнение, что необходимо отказаться от стандарта «news» (новостей), поскольку это ведет к негативизму, поверхностному и стереотипному освещению жизни черных и других национальных меньшинств, и перейти к ответственному, исследовательскому и атакующему журнализму.

Другими словами, журналист должен не гоняться за сенсациями, не искажать факты, не ограничиваться их констатацией, а искать скрытые причины явлений и подвергать критике все случаи несправедливости и ущемления прав национальных и расовых меньшинств.

Как отмечают зарубежные исследователи, такая перестройка наталкивается на ряд трудностей. Жизнеспособность средств массовой информации зависит от рекламодателей, а они адресуют свою продукцию главным образом белому населению.

Поэтому средства информации ориентируются на белую аудиторию, которая воспитана «желтой прессой» и по традиции интересуется «цветными» только в тех случаях, когда они становятся либо сенсацией, либо угрозой.

Поэтому сенсациализация остается средством привлечения аудитории и все делается для того, чтобы, например, читатель не заявил: «Какая скучная газета!». Белые журналисты не всегда способны разобраться в причинах той или иной ситуации, поскольку не знают жизни «цветных» и, кроме того, не пользуются у них доверием, поэтому собрать правильную информацию им гораздо труднее, чем черным журналистам.

Последних мало, особенно тележурналистов, но даже самое широкое включение их в журналистский процесс не может изменить пропагандистскую линию средств массовой информации в буржуазных странах. Ее определяют владельцы средств пропаганды, а они являются представителями того класса, который не заинтересован в искоренении расовых предубеждений и расового гнета.

Расистская пропаганда несет важную охранительную функцию, воспитывает защитников системы status quo. Вот почему любые мероприятия в области информации и пропаганды, способные поколебать эту систему, наталкиваются на прочную преграду. Предоставить черным и другим меньшинствам возможность самим рассказывать о себе - таково наиболее важное требование, которое раздается со стороны как самих черных, так и всех тех, кто действительно желает улучшения взаимопонимания между людьми.

Участники организованной в 1969 году UNESCO встречи экспертов по роли средств массовой информации и пропаганды в многорасовом обществе также пришли к выводу, что такая мера может стать средством разрушения привычных для белых предрассудков и предубеждений.

Однако в капиталистических странах такая возможность для черных остается фикцией. В США в последние годы по решению Федеральной комиссии связи ряд радио- и телестанций начали трансляцию ориентированных на черную аудиторию программ.

Финансируют и готовят эти программы чаще всего белые. Но даже когда белые «спонсоры» заинтересованы в черном рынке, они опасаются стимулировать рост просвещения и самосознания черных. Этим определяется характер программ - чаще всего это музыкальные шоу. Когда же в 1968 году BBS начала многосерийную передачу «Черное наследие» - о вкладе черных в исторические завоевания Америки, то почему-то для показа ее было отведено самое неблагоприятное время - 9 час. 30 мин. утра, когда и черные школьники, и взрослые не бывают дома.

Оплачивать самое благоприятное время для трансляции такого рода программ черные не в состоянии, не в состоянии они и финансировать подготовку нужных для них передач. Финансовые трудности встают на пути черных и в тех случаях, когда они пытаются организовать свои службы информации и пропаганды.

«До тех пор, пока черные не имеют значительного финансового контроля над коммуникациями... - пишет на страницах журнала ««Black World» М. Джонс, - всегда будет существовать угроза урезывания, цензуры и искажения информации о том, что происходит в жизни черного сообщества». Черные начинают понимать, что в странах монополистического капитала действуют экономические рычаги давления на средства массовой информации, что свобода слова стала привилегией имущих.

Но только понимание социально-классовой природы расистской пропаганды, понимание того, что ее источником является буржуазное общество, как таковое, может привести к правильному выводу: покончить с пропагандой расовой вражды и ненависти можно лишь путем коренной перестройки характера общественных отношений, путем изменения социально-классового строя, неизбежно порождающего расизм.