Прекращение поставок по ленд-лизу
Следует обратить внимание еще на одну деталь, связанную с ленд-лизом. Летом 1945 года решением президента США Гарри С. Трумэна поставки в Советский Союз по ленд-лизу были в одностороннем порядке произвольно прекращены. И дело тут не в том, что окончилась война в Европе.
Это был «новый подход» американской администрации к вопросу оказания экономической помощи Советскому Союзу, который остро нуждался в получении кредитов и поставок промышленного оборудования из США для восстановления народного хозяйства. Материальные разрушения в Советском Союзе были огромны.
Немецко-фашистские захватчики разрушили и сожгли 1710 городов и более 70 тысяч сел и деревень, свыше 6 млн. зданий, разрушили 31850 промышленных предприятий, 65 тысяч километров железнодорожной колеи и 4100 железнодорожных станций, разорили и разграбили 98 тысяч колхозов, 1876 совхозов и 2890 машинно-тракторных станций, лишили крова около 25 млн. человек.
Прямой ущерб, причиненный Советскому Союзу Германией и ее сателлитами на временно оккупированной территории, составил 679 млрд. рублей. Весь же ущерб с учетом военных расходов и потери доходов от народного хозяйства оккупированных областей достигал колоссальной суммы - 2 трлн. 569 млрд. рублей.1
Соединенные Штаты не только не пострадали, ио и разбогатели во время войны. Казалось бы, именно Соединенные Штаты должны были помочь Советскому Союзу, как своему союзнику в восстановлении народного хозяйства, тем более, что речь шла не о какой-то благотворительности или безвозмездной помощи, а о предоставлении СССР долгосрочных государственных кредитов на договорной основе и о размещении в США советских заказов на промышленное оборудование.
Но американская администрация решила воспользоваться, как она полагала, «слабостью» СССР и добиться от него отказа от самостоятельной политической линии на международной арене. Посольство США в Москве писало летом 1945 года в госдепартамент: «Нет никаких оснований, ни экономических, ни политических, для предоставления американского правительственного займа без получения эквивалентных политических уступок».
В сентябре 1945 года в Москве находилась американская делегация во главе с председателем комитета конгресса по послевоенной экономической политике и планированию У. Кольмером. Д. Гэддис в книге «США и возникновение холодной войны 1941-1947» отмечает, что «Кольмер и его коллеги требовали, чтобы Советский Союз в обмен на американский заем изменил всю систему правления и отказался от своей сферы влияния в Восточной Европе».
Л. Роуз, специализирующийся по проблемам международных отношений в годы войны, в своей работе «Сомнительная победа. Соединенные Штаты и окончание второй мировой войны» отмечает, что ряд американских должностных лиц, особенно А. Гарриман и помощник государственного секретаря по экономическим вопросам У. Клейтон, решительно требовали отказать Советскому Союзу в послевоенных кредитах, «пока он не изменит своего поведения»2.
Таким образом, нет, и не могло быть речи о «бескорыстной» позиции американского правительства в вопросе о ленд-лизе. Нет, и не может быть речи о «решающей» роли американских поставок по ленд-лизу ни на одном из этапов Великой Отечественной войны, и тем более в достижении окончательной победы над врагом.
670 советских танков действовали в труднейшее для СССР время в конце 1941 года в битве под Москвой, более 6000 танков и самоходных орудий, 41600 орудий и 7500 самолетов участвовали в Берлинском сражении. Это была боевая техника советского производства. Неумолимая логика исторических фактов все расставляет на свои места.