Обращение с военнопленными
Чтобы принизить победу Красной Армии и приписать ее успех западным державам, Крейг также использует версию о «перекачке» дивизий с советско-германского фронта в Западную Европу для защиты Германии от «вторжения союзников». Американского автора не смущает, что в этот период интенсивно развивался как раз обратный процесс.
Прибегая к прямой подтасовке фактов, он утверждает, что в конце июля 1942 года дивизия «Великая Германия» была переброшена во Францию, хотя в дневнике Гальдера, на который ссылается Крейг, говорится, что эта дивизия еще в сентябре (и во время дальнейшего хода Сталинградской битвы) оставалась на советско-германском фронте1.
Как видно из книги, Крейг посетил Музей обороны Сталинграда, где хранится ныне свыше трех тысяч подарков от народов и правительств более 40 стран мира с выражением благодарности советским воинам за беспримерный подвиг. Среди реликвий хранится и упоминавшаяся ранее грамота президента США Ф. Рузвельта. Однако американский историк «не заметил» ни этих подарков, ни грамоты президента США.
Значительное место в работе Крейга уделяется «моральным аспектам войны на Востоке». При этом он делит факты на выгодные для антисоветской пропаганды и невыгодные. Первые берет на вооружение, а вторые отбрасывает, что подтверждается на примере приводимых в книге «фактов из жизни» гитлеровских солдат, офицеров и генералов, сдавшихся в плен под Сталинградом. Автор явно в антисоветском духе изображает обращение с военнопленными и условия, в которых они находились в СССР.
Разгром и плен явились для гитлеровцев закономерным итогом их агрессии против Советского государства. В то же время документами и свидетельствами самих военнопленных подтверждено, что Советский Союз, как никакая другая страна, руководствовался в обращении с пленными принципами гуманности, и это несмотря на тягчайшие преступления, совершенные вермахтом на советской земле, на тяжелые материальные условия жизни в тот период самого советского народа.
Крейг не может полностью этого отрицать и приводит некоторые советские приказы и распоряжения, касавшиеся обращения с военнопленными, но бездоказательно заявляет, что они якобы не выполнялись. Не останавливаясь перед прямыми оскорблениями в адрес советских людей, он утверждает, будто пленные доходили до такого состояния, что «ели друг друга». Но и эта рассчитанная на слабонервных сенсация, является вымыслом.
Сошлемся на свидетельство бывшего офицера вермахта, командира 767-го гренадерского полка 376-й пехотной дивизии полковника Л. Штейдле. В книге «От Волги до Веймара», выдержавшей несколько издании на многих языках, он пишет, что военнопленным помимо другой еды уже в первые дни плена выдавали по порции масла, а те, кому это было необходимо по состоянию здоровья, получали дополнительный паек.
Указывая, что смертность среди пленных была вначале высока, как следствие приказа гитлеровцев обороняться в условиях полного прекращения снабжения войск, отсутствия помощи раненым и больным, Л. Штейдле подчеркивает: «Советские женщины-врачи и санитарки, часто жертвуя собой и не зная покоя, боролись против смертности. Они спасли многих и помогали всем»2.
У Крейга иные «сведения». Он заявляет, что советские люди набрасывались на пленных «как бешеные волки». Газета английских коммунистов «Morning Star» обоснованно заметила по этому поводу: «Остается неясным, насколько надежны сведения немецких собеседников Уильяма Крейга (речь идет о собеседниках из ФРГ), поразительное большинство которых вспоминает, если речь идет о сослуживцах, то только об их человечности, а если о противнике - то только о его жестокости»3.
Книги Керра и Крейга явно написаны по заказу кругов, стремящихся не допустить разрядки международной напряженности и вернуть мир к «холодной войне». Всемирно-исторический подвиг советского народа в Сталинградской битве принадлежит настоящему и будущему.