Итоги операции «Аргумент»
Официальная история боевых действий ВВС США против Германии написана в тех же хвалебных тонах. Операции ВВС преподносятся, как «решающий фактор» победы над Германией1.
Американские историки заявляют, что в результате авиационного наступления союзников Германия будто бы утратила способность к сопротивлению. «Рейх, - говорят они, - был задушен и парализован. Даже без заключительного вторжения на сухопутном театре было очевидно, что Германия не сможет продолжать войну»2.
Более осторожный в оценках К. Гринфилд считает, что бомбардировочное наступление англо-американских союзников ускорило пораженке Германии, но не оказало решающего воздействия на ее сухопутные войска к моменту капитуляции нацистского правительства3.
Какова же реальная действительность? Широко известно, что, несмотря на англо-американские бомбардировки, военное производство Германии продолжало расти вплоть до второй половины 1944 года, а по ряду отраслей показатели за 1944 год превысили соответствующие показатели 1943 год. Не случайно, когда дело доходит до конкретных данных, у американских историков появляются неясные, двусмысленные формулировки.
Анализируя итоги операции «Аргумент» (удары по авиационным заводам Германии), они делают вывод, что результаты этой операции «сейчас трудно определить, так как выпуск самолетов-истребителей на немецких заводах в 1944 году увеличился»4. Объясняется все это просто. Воздушное наступление англо-американских союзников против Германии имело ограниченные результаты. Исход войны, как и раньше, продолжал решаться на советско-германском фронте.
В задачу настоящей работы не входит детальное рассмотрение действий американских ВВС в Европе. Однако на некоторые причины ограниченной эффективности действий ВВС США по промышленным объектам Германии необходимо указать.
Об объеме и характере бомбардировок американскими ВВС различных объектов в Германии свидетельствуют следующие данные, сгруппированные в виде таблицы:
Распределение бомбардировочных ударов ВВС США
Объект бомбардировки
|
Вес
сброшенных
бомб, в т
|
В % к общему
тоннажу бомб
|
Сброшено бомб всей авиацией США
|
2 057 206
|
100
|
Из них тяжелыми бомбардировщиками на европейском ТВД
|
714 719
|
34,7
|
В том числе:
|
||
на железнодорожные объекты
|
226 167
|
10,9
|
на склады горючего
|
68 ПО
|
3,3
|
на аэродромы
|
82 691
|
4,1
|
на промышленные объекты
|
90 450
|
4,5
|
на города
|
46820
|
2.2
|
на военные сооружения
|
62908
|
3,0
|
на судостроительные верфи
|
34427
|
1.7
|
на авиазавод
|
44437
|
2,1
|
на прочие объекты
|
58709
|
2.9
|
Таким образом, на долю промышленно-экономических объектов (промышленные объекты, судоверфи, авиазаводы) приходится только 8,3 процентов всех сброшенных бомб. Дело здесь не в просчетах авиационного командования: влиятельные монополистические и политические круги англо-американских союзников стремились сохранить крупные промышленные центры в западной части Германии, где была сосредоточена основная часть ее военной экономики.
Разрушительным налетам подвергались в первую очередь промышленные центры в Восточной Германии, странах Центральной и Юго-Восточной Европы. Этого не скрывают авторы официальной истории ВВС США. «15-я воздушная армия, - говорится в указанном выше сочинении, - продолжала наносить удары по Плоешти, сооружениям в Венгрии и Восточной Германии с такой настойчивостью, что, когда русские вступили в Румынию, нефтеочистительные заводы Плоешти оказались не только выведенными из строя, но и превращенными в руины».