Краеугольный камень теории войны
Конкретно-исторический, классовый анализ войны как общественного явления, постоянного спутника классово антагонистических общественных формации у Роппа и других буржуазных исследователей отсутствует. «Войны вечны, они будут происходить, пока живы люди на земле» - вот краеугольный камень их теории.
Вечность войн доказывается различными антропологическими, теологическими, социологическими и другими «исследованиями», а также идеалистической теорией насилия. Ссылаясь на У. Макдоугла и других буржуазных социологов, Ропп заявляет, что первопричиной войны является сам человек, его «инстинкт драчливости», «стремление навязать противнику свою волю». По его словам, это якобы подтверждается «учением об условных рефлексах»1.
М. Мид рассматривает войну как «осознанный конфликт между двумя группами, в котором каждая использует армию, чтобы воевать и убивать членов другой группы». Война видится ей таким же изобретением человечества, как письменность, брак, приготовление пищи, суд присяжных, похороны и т.д.2.
Профессор Нью-Йоркского университета Д. Стоссинджер в книге «Почему возникают войны между нациями» пишет, что все попытки связать причины войн с милитаризмом, военными блоками и экономическими факторами представляются ему лишь «безжизненными абстракциями». По его мнению, войны носят «циклический характер» и являются «естественным ходом событий для каждого поколения»3.
Следует подчеркнуть, что некоторые ученые США сочли необходимым указать на необоснованность «биомилитаристской» версии о происхождении войны. На одном из конгрессов американской антропологической ассоциации был сделан ряд докладов, авторы которых отвергли как антинаучные попытки объяснить причины войн ссылками на биологическую природу человека4.
«Несмотря на попытки апологетов американской политики, - писал видный буржуазный исследователь Р. Барнет, - оправдать постоянные войны посредством модернистской антропологии, точка зрения о том, что милитаризм биологически предопределен природой человека, не выдерживает серьезной критики»5.
Тем не менее большинство американских историков берут на вооружение философские выкладки Роппа, Макдоугла и уже как аксиому утверждают, будто самое большое препятствие к достижению мира «не капитализм, не империализм», а просто «человеческое поведение»6.
С трактовкой американскими реакционными теоретиками понятия «война» органически связано их отношение к делению войн на справедливые и несправедливые. Чаще всего они уклоняются от определения политического содержания и социальной роли войн. Но есть и категоричные оценки. Реакционный теоретик С. Поссони считает, что «различие между справедливой и несправедливой войной остается искусственным».
Такая точка зрения имеет свои причины: США, как известно, вели в основном захватнические, грабительские, контрреволюционные, а следовательно, несправедливые войны.