Враг у ворот. Последняя битва.
За последние годы весьма заметно усилилась пропаганда концепций консервативного течения, в первую очередь его официального направления. Эта пропаганда приняла форму издания работ публицистического, а также историко-популярного характера, рассчитанных на массового читателя, особенно на молодежь.
Американская публицистическая литература о второй мировой войне характеризуется доходчивостью языка и стиля. В ней мало обобщений и анализа, место которых часто занимают подробности личной жизни различных политических и военных деятелей, их предполагаемые размышления, упрощенное описание конфликтных ситуаций.
Типичным представителем авторов подобного жанра является Д. Тоуленд. Основным источником его публикаций1 служат так называемые «свидетельские показания». В достоверности этих показаний усомнился даже журнал «The New York Times Book Review»2.
К авторам этого направления относится также К. Райен, написавший книги «Самый длинный день» (о действиях немецко-фашистского командования во время высадки союзников в Нормандии), «Последняя битва» (о битве за Берлин) и др. Элементы публицистики присутствуют в книгах У. Крейга «Враг у ворот. Битва за Сталинград», Г. Солсбери «900 дней. Осада Ленинграда», Г. Дешнера «Варшавское восстание» и ряда других авторов3.
Как правило, эти работы отличаются реакционностью, антикоммунистическим настроем, тенденциозностью в оценке исторических событий. Так, книга Дешнера о восстании в Варшаве основана на мемуарах Бур-Комаровского, Миколайчика и прочих представителей польской реакции, что уже определяет ее предвзятость.
Историко-популярная литература - это книги и брошюры, написанные обычно профессиональными историками, а иногда и журналистами на основе уже опубликованных ранее исследований. Они небольшого объема, богато иллюстрированы, издаются большими тиражами, сравнительно дешевы.
Типичным примером историко-популярной литературы о второй мировой войне являются книги, выпускаемые нью-йоркским издательством «Ballantine Books» под общей рубрикой «Иллюстрированная история второй мировой войны». Все они редактируются одним и тем же главным редактором, имеют одинаковый объем (10 печатных листов) и формат, бумажную обложку, продаются по одной и той же цене.
Приблизительно четверть каждой книги занимают иллюстрации: фотографии, портреты, схемы, карты, планы. Книги выходят в четырех сериях: о кампаниях, битвах, оружии и полководцах второй мировой войны. В каждой из первых трех серий вышло более 30 книг, в последней серии - около десяти. Публикация этих серий началась с 1988 года и продолжается по настоящее время.
В стиле историко-популярной литературы издана 25-томная «Иллюстрированная энциклопедия второй мировой войны»4, написанная на основе работы швейцарского историка Бауэра. Издательство внесло в нее немало изменений и дополнений. В качестве редактора-консультанта выступил ныне ушедший в отставку начальник военно-исторической службы армии США бригадный генерал Д. Коллинз.
К научно-популярному жанру можно также отнести шестнадцатитомную «Военную историю второй мировой войны» Т. Дюпуи, «Иллюстрированную историю второй мировой войны» журнала «Reader's Digest» и другие публикации5.