О «генах агрессии и насилия»
Американский президент Г. Гувер заявлял: «Сказать по правде, цель моей жизни состоит в том, чтобы уничтожить Советский Союз». Во время обсуждения британской палатой общин военного бюджета лондонская «Дейли экспресс» заявила: «Считаем ли мы в Англии или не считаем русских нашими врагами не имеет значения.
Мы - их враги. Глупо думать иначе». Известные американские теоретики антикоммунизма Р. Страус-Хюппе, У.Р. Кинтнер и С.Т. Поссони в книге «Современная стратегия Америки» писали: «Ошибочным является широко распространившееся мнение о том, что будто бы возможно коренное улучшение отношений между коммунистическим и свободным миром.
Конфликт начался в 1917 году, и он до сих пор остается неизменным». В этой же книге высказывалась мысль, составляющая основу «стратегии истощения», что СССР не выдержит напряжения экономической борьбы и навязанной ему гонки вооружений, а это будто способно «затормозить и ослабить очарование ленинской системы».
«Наша пропаганда и словом и делом, витийствовал американский сенатор Маккарен, должна преследовать смелую цель - свергнуть советскую диктатуру с помощью всех имеющихся в нашем распоряжении средств».
Стратегия империализма и сегодня несет на себе отчетливую печать установок «холодной войны». Она по-прежнему нацелена на реставрацию капитализма в социалистических странах. Об этом свидетельствуют, например, небезызвестная политика «с позиции силы», «превосходства военной мощи», провокационные заявления бывшего министра о возможности «превентивного удара» и др.
Некоторые американские футурологи утверждают, что к 1985 г. народы мира «будут американизированы». Ультрареакционер фон Хассель призывает «не допустить, чтобы в 2000 году праздновали 83-ю годовщину Октябрьской революции».
Экспансионистские доктрины «американизации», «вестернизации» представляют собой выражение агрессивной стратегии империализма на «уничтожение коммунизма». В том же духе выдержаны бредовые планы махрового реваншиста Й. Штрауса о «медленном разрушении коммунистических режимов», его утверждение, что «к концу жизни нашего поколения коммунизма уже не должно быть», а также беспочвенные декларации идеологов империализма об «исчезновении» в отдаленной перспективе ряда социалистических стран.
В своей ненависти к коммунизму буржуазия доходит до абсурда. В одной английской газете появилось следующее рассуждение: «Если бы тунгусский метеорит приземлился на 4 часа 47 минут раньше, он смог бы изменить всемирную историю.
Он бы тогда приземлился на Петроград, уже в то время бывший центром мирового коммунизма». Поистине ненависть отнимает разум.
При всем различии позиций по отношению к социалистическим странам есть все основания говорить об общей стратегической линии империалистической буржуазии, главная цель которой всеми средствами инспирировать «изменения» внутри социалистических стран. Смысл политических установок империализма и его непосредственных целей откровенно формулирует буржуазная печать: «Запад хочет ослабить, а еще лучше ликвидировать - господство Советов как в Восточной Европе, так и в их собственной стране».
Теоретики из правого лагеря империалистической реакции обосновывают беспочвенные стратегические установки на поддержание господства США на международной арене, в более завуалированной форме представляемого иногда как «лидерство», право на «моральное руководство», «власть арбитра», «стабильный мировой порядок».
В работах стратегов империалистической буржуазии правого толка речь все чаще заходит о «постепенном ухудшении глобального стратегического положения западных стран», об «усилении коммунизма», в них можно встретить призывы осуществить главную миссию и «национальный интерес» США в направлении «расширения границ свободы», то есть посредством реставрации капитализма в социалистических странах.
Духом «холодной войны» проникнута деятельность недавно созданной в США организации с характерным названием «Коалиция за мир с позиции силы». Ее главной целью объявлена борьба за «использование позитивных невоенных средств, чтобы остановить рост коммунизма», за «отстранение с выборных постов тех деятелей, которые идут сейчас по опасному пути разоружения», за «достижение военного превосходства над Москвой».
Одновременно провозглашается курс на укрепление службы безопасности, разведки и других органов, занятых осуществлением подрывных операций.
Антикоммунистическая «стратегия превосходства» в понимании идеологов империализма включает широкий круг факторов и аспектов: экономических, социальных, военно-политических, духовно-идеологических.
Их соотношение довольно подвижно и меняется в зависимости от обстановки, оценок и взглядов автора концепции. Однако постоянными определяющими элементами остаются агрессивный дух и вмешательство во внутренние дела других государств, апология войны и насилия как решающего фактора разрешения международных споров.
Взаимовлияние стран и государств, находящихся на одной и той же или разных стадиях общественно-экономического развития, их воздействие друг на друга как результат развития международных связей и общения в их различных формах представляют бесспорный факт всемирной истории, нашедший более или менее широкое освещение в научной литературе.
Сравнительно меньше изучено воздействие страны, где победил передовой общественный строй, на остальной мир, в рамках которого еще продолжают существовать государства, институты и отношения старого типа.
В буржуазной общественной науке на протяжении длительного времени влияние одной страны на другую истолковывалось в духе теории насилия.
Одним из направлений буржуазной общественно-политической мысли является так называемая вайоленсология, то есть наука о насилии. Примечательно, что вопросам насилия и социального конфликта в буржуазной социологии уделяется по сравнению с другими проблемами очень большое внимание.
Феномен социального насилия трактуется буржуазными социологами с субъективно-идеалистических, антимарксистских позиций. При этом спекулятивно используются новейшие научные открытия. Так, речь идет о «генах агрессии и насилия», стрессовых ситуациях технотронной эры и т.д.
М. Маклюэн, например, «открыл» «закон», согласно которому, чем больше развита цивилизация, тем больше насилия. Имеет место апологетическое оправдание авторитарных тенденций власти и роста насилия как некой фатальной неизбежности, с которой общество якобы должно смириться.