Ставка на национальный вопрос
Именно с национализмом связывает современная буржуазия свои главные расчеты на подрыв классовой основы общественного строя в социалистических странах и антиимпериалистических союзов в развивающихся странах, особенно в тех из них, которые вступили на путь социалистической ориентации.
С помощью националистических лозунгов правящие капиталистические круги стремятся максимально ослабить и выступления трудящихся внутри своих стран.
Можно с уверенностью утверждать, что никогда в прошлом ставка империалистической буржуазии на национализм не была столь огромной, как сейчас.
Чтобы как-то оправдать частое использование националистических приемов и методов в своей пропаганде, буржуазные идеологи много разглагольствуют о «фатальной волне» национализма в современном мире и объявляют национальный вопрос «неразрешимым», как в масштабе одной страны независимо от характера существующего в ней строя, так и в международном масштабе.
«Национализм, - утверждал известный буржуазный историк А. Тойнби, является сильнейшей идеологией в мире, ни одна другая идеология не может устоять против национализма, если и когда происходит конфликт интересов». Газета же «The New York Times» договорилась до того, что назвала XX веке «веком национализма».
Хотя современная буржуазная журналистика продолжает использовать в своей деятельности традиционные формы и разновидности национализма (великодержавный и местный шовинизм, мелкобуржуазный национализм, расизм, сионизм, трайбализм, фашизм и т.д.), некоторые конкретные приемы и методы националистической пропаганды она в настоящее время видоизменила, приспосабливаясь к социально-политическим переменам в мире.
Это связано главным образом с общими изменениями в тактике современного антикоммунизма, с применением им более гибких и изощренных методов воздействия на сознание масс, с необходимостью учитывать национальные особенности аудитории и вести пропаганду одновременно на три группы стран (капиталистические, социалистические и развивающиеся).
Создание и совершенствование в капиталистических странах высокоразвитой индустрии средств массовой информации значительно расширили возможности манипулятивного подхода к национально-этническим проблемам.
Достижения научно-технического прогресса в области сбора и распространения информации используются сегодня не только в гуманных и благородных целях, но и в антигуманных и антинародных, в том числе для разжигания национальной и расовой вражды.
Поскольку установлено, что важную роль в привитии национализма в целом и националистической идеологии в частности играют социально-психологические моменты, сообщения, связанные с национально-этническими проблемами, довольно часто подаются буржуазной пропагандой в эмоционально впечатляющей и драматизированной форме, что по замыслам антикоммунистов может повысить манипулятивную эффективность их воздействия.
Не удивительно, что в последние годы в этих целях активно используются аудиовизуальные средства массовой информации (радиовещание и телевидение), в определенной степени, облегчающие по сравнению с печатью применение ложных стереотипов и броских обращений к эмоциям и чувствам аудитории.